Форум » » Доклад Б. Немцова и В. Милова "ПУТИН. ИТОГИ" » Ответить

Доклад Б. Немцова и В. Милова "ПУТИН. ИТОГИ"

Вова: Один из лидеров СПС Борис Немцов и директор Института энергетической политики Владимир Милов подготовили доклад под названием «Путин. Итоги». "Официальная пропаганда любит подчеркивать, что за годы правления Путина (2000-2007 гг.) ВВП страны вырос на 70 процентов, реальные доходы населения, по данным статистики, более чем удвоились, уровень бедности снизился..., – говорится во вступлении к докладу. – Между тем, есть и другие, настоящие итоги путинского правления, о которых государственные СМИ молчат. Они удручающи". Предлагаю вниманию форумистов некоторые выдержки из доклада: О КОРРУПЦИИ "Одним из самых тяжелых, черных итогов президентства Владимира Путина стало погружение России в беспросветную пучину коррупции. По уровню воровства среди чиновников мы официально признаны одной из самых «передовых» стран в мире. В мировом рейтинге индекса восприятия коррупции Transparency International за годы президентства Путина мы опустились на 143-ю позицию. Вывод важных активов из государственной собственности под контроль частных лиц, выкуп собственности у олигархов по баснословным ценам за государственный счет, установление монополии друзей президента Путина на экспорт российской нефти, создание «черной кассы» Кремля – таковы штрихи к портрету сложившейся при Путине криминальной системы управления страной. «Чемпионом» по передаче важнейших активов в руки таинственных «третьих лиц» стал «Газпром». Всего за три года «Газпром» без всякого конкурса, по непрозрачной процедуре, передал в собственность посторонних лиц три важнейших финансовых актива, обслуживающих денежные потоки компании. В качестве примера можно привести дочернюю страховую компанию «Газпрома» «Согаз»: в 2005 году ее передали в собственность структурам петербургского банка «Россия». В тот момент все активы банка «Россия» были примерно равны стоимости «Согаза» (1 млрд. долларов). Однако «Согаз» не был продан на открытом аукционе, а был передан в собственность этому небольшому питерскому банку. Еще одной исторической аферой стал выкуп в сентябре 2005 года 75% акций «Сибнефти» у друга Путина олигарха Романа Абрамовича за 13,7 млрд. долларов. Государство могло вообще не покупать «Сибнефть» (на момент продажи это была самая маленькая из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний с падающей добычей). В конце концов, могло заплатить за нее существенно меньшую цену – с учетом того, что в свое время Абрамович приобрел контроль над компанией за 100 млн. долларов. Однако «Сибнефть» купили по максимально возможной, искусственно взвинченной цене, причем половина покупки была профинансирована напрямую государством. В июне-июле 2005 года государство, через специально учрежденную компанию «Роснефтегаз», заплатило «Газпрому» 7,2 млрд. долларов, получив взамен 10,7% акций самого «Газпрома». Это были те самые акции, которые за 12 лет до этого распоряжением президента Ельцина от 1993 года «Газпрому» разрешили выкупить за ваучеры. Свой пакет в «Газпроме» государство могло увеличить совершенно бесплатно, погасив эти акции. Зачем было платить Абрамовичу более 13 млрд. долларов государственных средств (остальные деньги были взяты из бюджета «Газпрома») для увеличения госпакета акций в «Газпроме», когда власти и так фактически полностью контролировали компанию? Что это, как не вывод активов? ОБ АРМИИ Путин просто обязан был использовать пролившийся на страну «нефтяной дождь» на нужды модернизации Российских Вооруженных сил. За это время можно было адекватным образом вооружить армию. Однако скандально малыми оказались как фактические поставки вооружений, так и планируемые их закупки на будущее. По данным Совета по национальной стратегии, опубликовавшего в ноябре 2007 года доклад «Итоги с Владимиром Путиным: кризис и разложение Российской армии», в 2000 - 2006 годах в вооруженные силы было поставлено всего 27 межконтинентальных баллистических ракет (27 боевых частей) — при списании 294 МБР (1779 боевых частей). В «безденежные» 1992 - 1999 годы в войска были поставлены 92 МБР (92 боевые части). С 2000 года армии были поставлены всего 3 новых самолета, один Ту-160 и два Су-34, в 1990-е – до 100 самолетов. После 2000 года было закуплено немногим более 60 танков Т-90, тогда как в 1990-е – 120. В 1990-е ВМФ и морские части погранвойск получили более 50 надводных и подводных кораблей и катеров, в 2000-е – менее десяти. Государственная программа вооружений на 2007 - 2015 годы планирует поставку армии в период до 2015 года всего 60 самолетов. Это означает, что существующий парк в 600 самолетов планируется обновить... за 80 лет? При скандально малых поставках вооружений в армию основной объем производимой техники уходил на экспорт, за границу. Если в 1990-е Россия экспортировала оружия в среднем чуть более чем на 1 млрд. долларов в год, то в 2007 году объем доходов от экспорта вооружений составил 7 млрд. долларов. Мы вооружаем иностранные армии, в том числе армии наших потенциальных противников – прежде всего Китая. Чужие армии получают в разы больше российского оружия, чем наша собственная. Экспорт оружия монопольно контролируется структурой «Рособоронэкспорт», возглавляемой еще одним «питерцем» и другом президента Сергеем Чемезовым. Расходование средств от экспорта оружия, которые должны целевым образом направляться на финансирование модернизации Вооруженных сил, непрозрачно. О ДЕМОГРАФИИ При Путине россияне продолжали вымирать: например, в 2006 году родилось примерно полтора миллиона россиян, а умерло – 2 миллиона 166 тысяч. Население России сокращается почти вдвое быстрее, чем в 90-е: если с 92-го по 2000 год население страны сократилось на 2 миллиона человек, то с 2000-го по 2006-й – на 3,5 миллиона. Ключевая причина – катастрофически высокая смертность, бороться с которой Путин даже не попытался. По смертности Россия занимает 22-е место в мире, опережая Экваториальную Гвинею, Руанду, Буркина-Фасо, по продолжительности жизни – 157-е место. Средняя продолжительность жизни в России едва превышает 65 лет, что соответствует самым низкоразвитым странам мира (средняя продолжительность жизни в развитых странах Запада – 78 лет и выше, в странах Восточной Европы – 74 - 76 лет). Особенно кричащими являются цифры средней продолжительности жизни мужчин: если российские женщины живут в среднем свыше 72 лет, то мужчины – менее 59 лет! Такая низкая продолжительность жизни характерна лишь для отсталых африканских стран. Умирают в России не только из-за болезней. По уровню смертности от внешних причин мы устойчиво держим одно из первых мест в мире. Ежегодно в стране от внешних причин умирает более 300 тысяч человек, или более 200 человек на 100 тыс. населения – вдвое больше, чем в Китае или Бразилии, в 4 - 5 раз выше уровня стран Запада. Россия остается физически небезопасной для жизни страной. Мы – одни из лидеров по уровню убийств, смертность от убийств составляет 20 человек на 100 тыс. населения в год. По этому показателю с конца 1980-х годов мы входим в десятку «лидеров» среди стран мира, рядом с нами Колумбия, Ямайка, Гондурас, ЮАР, Бразилия. В таких развитых демократических странах, как США или Германия, число убийств составляет 2 - 4 человека на 100 тыс. населения в год. Начавшая снижаться во второй половине 1990-х преступность на рубеже веков снова выросла. Ежегодно в стране совершается около 30 тыс. убийств – столько же, сколько в худшие годы 1990-х, в период 1994 - 1995-го (в 1996 - 1998 гг. число убийств временно пошло на спад). Резкий рост расходов на безопасность и правоохранительную деятельность в годы правления Путина – с 4 млрд. долларов в 2000 году до 39 млрд. в 2008-м – привел лишь к обратным результатам, а статистика особо тяжких преступлений при Путине лишь росла. О ПЕНСИЯХ Один из наиболее удручающих итогов президентства Путина – крах пенсионной системы. Создание современной пенсионной системы, адекватной непростой демографической ситуации в стране, было абсолютно необходимым в период благоприятных внешних возможностей. Но пенсионная реформа с треском провалилась. О пенсионерах теперь государство вспоминает в основном к выборам – когда пенсии слегка индексируются. Перед выборами в Госдуму 2007 года Путин, привычно отругав правительство, приказал до конца 2007 года добавить с барского плеча по 300 рублей к базовой пенсии. Однако что может власть предложить, кроме индексации базовой части пенсий, непонятно. Пенсионная система становится все более дефицитной. Общество стареет, соотношение между работающими и пенсионерами будет только ухудшаться. В результате Пенсионный фонд становится все более дефицитным: субсидия на покрытие дефицита бюджета ПФР в 2007 году составила 88,2 млрд. рублей, в 2009 г. она вырастет уже до 251,4 млрд. рублей (более 10 млрд. долларов!), а к 2015 году, по заявлению бывшего руководителя ПФР Батанова, может увеличиться до 1 триллиона рублей! При этом размер пенсий смехотворно мал и в среднем по России составляет сейчас менее 4 тысяч рублей в месяц. Создание накопительной пенсионной системы провалилось. Выплаты из нее начнутся не раньше 2022 года, причем до этого времени значительная часть накоплений может быть потеряна. Доходность инвестирования накопительной части пенсий является, по сути, отрицательной: в 2006 году в системе Внешэкономбанка доходность пенсионных накоплений составила 5,7% годовых при инфляции в 9%. Частные управляющие компании показывали среднюю доходность в 20% годовых, но 97% граждан – так называемые молчуны, не выразившие желания перевести свои средства в частные управляющие компании. Их деньгами распоряжается Внешэкономбанк. Россия, таким образом, упустила шанс модернизации пенсионной системы в благоприятных внешних условиях и уверенно движется к ее коллапсу. О КОНСТИТУЦИИ Россия больше не является ни демократическим, ни федеративным, ни правовым государством, как гласит первая статья Конституции. Россия больше не демократия. Путин лишил россиян свободы слова и права на получение информации. Речь идет об установлении цензуры практически во всех политически значимых СМИ – федеральные телеканалы, массовые газеты, наиболее посещаемые порталы в Интернете. Хотя статья 13-я российской Конституции гарантирует в России идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, статья 30-я – беспрепятственное право на объединение, деятельность оппозиционных организаций в стране фактически запрещена. Независимым партиям, не согласным с политикой Кремля, отказывают в регистрации и участии в выборах. Создание избирательных блоков запрещено. Тех, кто критикует власти, могут по новому полицейскому закону об экстремизме объявить экстремистом и посадить за решетку. Решающим ударом по правам россиян избирать и быть избранными стала отмена выборов губернаторов и выборов в Государственную думу по одномандатным округам. Если раньше граждане имели право напрямую избирать чиновников на всех уровнях власти – губернаторов, депутатов Госдумы и региональных Законодательных собраний, – то теперь фактически сохранились лишь прямые всенародные выборы президента. Вывод губернаторов из Совета Федерации, замена выборов губернаторов назначением кандидатур, предложенных президентом, перераспределение бюджетных доходов в пользу федерального центра – все эти новшества, введенные в путинское правление, планомерно разрушали основы федерализма в стране. О СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ Россия – страна тотального неравенства. Оно проявляется в самых разных формах, и в последние годы лишь усиливалось. Прежде всего речь – о межрегиональной и социальной дифференциации. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в Москве составляет около 20 тыс. рублей, в таких богатых природными ресурсами регионах, как Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ненецкий автономный округа, – 25 - 30 тыс. рублей. При этом, безусловно, реальные доходы тех же москвичей существенно выше. В то же время в Дагестане среднемесячная зарплата составляет всего 4,5 тыс. рублей, в областях Центрально-Черноземного района – 6 - 8 тыс. рублей. Менее чем в трети российских регионов средняя зарплата выше среднероссийского уровня (11 тысяч рублей в месяц) или равна ему, в остальной России – ниже. В то время как в 4 - 5 регионах России люди живут уже не хуже, чем в развитых странах Запада, то в остальной стране – как в Мексике. В России богатеют в основном те, кто близок к доходам от сырьевых ресурсов. Кое-что перепадает и гражданам. Но хотя доходы людей росли, их увеличение было непропорциональным увеличению богатства российских олигархов. Среднемесячная зарплата в России выросла с 80 долларов в 2000 году до более 400 долларов сегодня. Однако в это же время в путинской России были побиты все рекорды по росту числа миллиардеров. ОБ ЭКОНОМИКЕ На фоне нынешних мировых цен на нефть достигнутый рост ВВП смотрится удивительно скромно. При таком «нефтяном дожде» наша экономика должна была расти темпами 10 - 15% в год, как у наших соседей – экспортеров нефти, Казахстана или Азербайджана. Даже Китай и Индия, страны - импортеры нефти, покупающие ее на мировом рынке по нынешним сверхдорогим ценам, в последние годы росли темпами 8 - 10% в год против скромных на этом фоне 6 - 7% в России. Жесткие действия в отношении частного бизнеса замедлили инвестиции в производство. Темпы роста инвестиций в нефинансовые активы были скромными – в 2000 - 2007 годах они составили в среднем всего 12,7% в год, тогда как в Китае, например, среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2002 - 2005 гг. превысили 26%. Китайский рост в полной мере можно назвать инвестиционным. Российская же экономика во многом росла за счет потребления, разросшегося на притоке нефтедолларов и иностранного капитала. Зато в это время раздулись мощные пузыри на рынке акций и недвижимости – вместо создания новых активов компании предпочитали инвестировать деньги в покупку акций других компаний и в недвижимое имущество. Двухкомнатная квартира в панельном доме советской постройки на окраине Москвы стоит 200 тыс. долл. – что это, как не следствие разгона цен инвесторами, скупающими недвижимость для помещения капитала? Капитализация «Газпрома» выросла с менее 10 млрд. долл. в 2001 году до 350 млрд., при том что добыча газа не росла, издержки и долг увеличились втрое, а вместо инвестиций в новые месторождения компания предпочитала скупать активы, – что это, как не пузырь, способный вскоре оглушительно лопнуть? Накопленный корпорациями долг, потраченный на скупку активов вместо производственных инвестиций, превысил 400 млрд. долл. и почти равен объему государственных финансовых резервов. Основные заемщики – госкомпании: «Газпром», «Роснефть», госбанки. Если эти корпорации постигнет дефолт, расплачиваться за него придется нам с вами, а финансовые резервы государства окажутся быстро растрачены на поддержание на плаву неэффективных госкомпаний. ОБ АЛЬТЕРНАТИВЕ Альтернатива путинской спячке, безусловно, есть. Прежде всего, нам необходимо понять, какая Россия нам нужна. Мы заслуживаем совершенно другой страны – современной, с устойчивой экономикой, развитой инфраструктурой, состоятельными гражданами, активно участвующими в предпринимательской деятельности, прежде всего малом и среднем бизнесе. Нам нужно, чтобы богатым в России было не только правительство и десятки близких к власти миллиардеров – нужно, чтобы в достатке жило максимальное число граждан. Чтобы люди, которые могут и хотят работать и зарабатывать, получили возможность беспрепятственно это делать. Рецепты построения такого общества нам ясны. Прежде всего, нужно демонтировать полицейский режим и вернуть людям человеческое достоинство. Вернуть в нашу жизнь верховенство закона, свободу слова, полноценное право избирать и быть избранными. Создать в России независимые суды – для того, чтобы обеспечить защиту закона и обычным людям, и предпринимателям. Восстановить федерализм, вернув регионам и полноценную политическую власть в виде губернаторов, избираемых прямым голосованием, и необходимые финансовые ресурсы для реализации социальных и инфраструктурных программ. Все это в состоянии изменить атмосферу в стране, подавить апатию и страх, пробудить гражданскую и деловую инициативу людей. Нужно реанимировать системные реформы, начатые в 1997 году, часть из которых была продолжена в 2000-м. Во многом именно эти преобразования – макроэкономическая стабилизация, урегулирование долговой проблемы, снижение налогов, укрепление законодательных институтов – стали основой некоторой нормализации жизни в стране. Но сделано было катастрофически мало, а немногое позитивное было дискредитировано разгромом демократии, правовых институтов и независимых судов, сворачиванием реформ, широкомасштабным «государственным рэкетом» и отъемом собственности у предпринимателей." __________________________ Полностью этот интересный и содержательный доклад - здесь! Авторы доклада: Борис Немцов — в 1990-е — губернатор Нижегородской области, четырежды завоевывавший большинство голосов граждан на выборах. В 1997—1998 годах — вице-премьер российского правительства, министр топлива и энергетики. Автор важнейших антикоррупционных законов о госзакупках, программы предоставления жилья для военнослужащих, подготовки управленческих кадров за рубежом. В 2000—2003 годах возглавлял Союз правых сил и одноименную фракцию в Государственной Думе. В 2004-м, не попав в следующий состав Думы, ушел из политики, однако в 2007-м совершил громкое возвращение в качестве одного из лидеров предвыборного списка партии СПС. Блог в ЖЖ - http://b-nemtsov.livejournal.com Владимир Милов — в 1997—2002 годах работал в федеральных органах исполнительной власти, за 5 лет пройдя путь от ведущего специалиста Федеральной энергетической комиссии до замминистра энергетики. Был одним из главных разработчиков российских энергетических реформ, призванных повысить эффективность энергетического сектора страны. Добровольно покинув правительство в конце 2002 года, стал крупнейшим российским независимым экспертом в области энергетики.

Ответов - 146, стр: 1 2 3 4 All



полная версия страницы